ПРОЕКТ«Развитие детей с синдромом Дауна через театрализованную игру»
В нашей стране жизнь людей с синдромом Дауна до сих пор окружена массой заблуждений и предрассудков. Их считают глубоко умственно отсталыми и необучаемыми, их не рассматривают как личности. В России для них, за редким исключением, были закрыты государственные дошкольные и школьные учреждения. Более того, прямо в родильном доме мать зачастую настойчиво уговаривали оставить новорожденного с синдромом Дауна на попечение государства, то есть отдать в дом малютки, мотивируя это его неполноценностью и необучаемостью.
Сейчас, к счастью, ситуация медленно, но меняется. Тем не менее, родители, имеющие детей с синдромом Дауна, сталкиваются с массой проблем буквально на каждом шагу. Из-за того, что их считают глубоко умственно неполноценными, их не берут в обычные детские сады. А садов, где есть интеграционные группы, ещё очень и очень мало. Из-за их необычного внешнего вида и бытующих предрассудков об их агрессивности и неадекватности, на детских площадках родители других детей зачастую не пускают их играть вместе. Детей более старшего возраста часто отказываются зачислять в коррекционные школы, предлагая им надомное обучение. Вот и получается, что жизнь ребёнка, подростка с синдромом Дауна с самого начала складывается с дефицитом общения. Дети и подростки с синдромом Дауна во многом лишены возможности живого участия в жизни коллективов сверстников в детских садах и школах, поскольку педагоги не владеют умениями, а часто и желанием дать равные шансы и возможности детям с особенностями в развитии. Существующие уже различные негосударственные центры для детей-инвалидов не могут полностью изменить ситуацию, так как, в основном, занимаются диагностическими мероприятиями, к тому же многие из них являются платными.
Наш проект даст возможность семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, расширить круг общения, в игровой форме развивать умение взаимодействовать с другими людьми.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического, психического и интеллектуального развития. Дети с СД во многом лишены возможности живого участия в жизни коллективов сверстников в детских садах и школах, поскольку педагоги не владеют умениями, а часто и желанием дать равные шансы и возможности детям с особенностями в развитии. Играя в группе, ребёнок вступает в реальные и ролевые отношения с другими детьми и взрослыми. Постановка игрового спектакля поможет детям и взрослым развить навыки общения, умение взаимодействовать с людьми разного пола и возраста, что способствует адекватному включению «особенного» ребенка в общество и подготовке его к самостоятельной жизни. Проведение совместных мероприятий родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместной деятельности, благодаря общности целей и интересов, родители сближаются с детьми, попадая в благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущая удовлетворение от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, самостоятельностью ребенка, у родителей формируется эмоционально-положительное отношение к ребенку, а главное, принятие его таким, какой он есть.
Необходимо отметить, что участвуя в репетициях игрового спектакля, ребёнок , который плохо или совсем не говорит, одновременно будет заниматься и логоритмикой.
То есть, связав воедино слово (звук), музыку и движения, репетиция позволит ребёнку совершенствовать свою речь, разовьёт его умение ориентироваться в окружающем мире, поможет овладеть двигательными навыками.
В 2007 году мы проделали следующее:
1. Руководитель организации, руководитель проекта, активные члены организации провели собрание, на котором приняли решение начинать подготовку к занятиям по театрализованной игре. Было определено минимальное количество реквизита для начала занятий, решили, кто сколько может потратить на него (или деньгами, или материалами), кто что сможет изготовить. Была достигнута договорённость с благотворительным фондом «Даунсайд Ап» о проведении занятий по субботам в помещении их спортивного зала. Собрана часть средств на оплату труда режиссёра театрализованной игры по разработке сценария занятий и их проведению.
2. После получения финансирования (наша организация стала одним из победителей конкурса социально-значимых программ, проводимых Комитетом общественных связей города Москвы) первым делом был закуплен и изготовлен недостающий реквизит, руководитель проекта, режиссёр и ассистенты доработали сценарий занятий с условием большего количества детей. Ассистенты были найдены из числа студентов педагогических вузов. Заранее будет определён день представления, чтобы подготовиться к нему и превратить показ спектакля в яркий праздник для детей и родителей.
3) В конце мая -начале июня 2008 года мы собираемся провести показ
детского игрового спектакля «Колобок». Этим представлением, которое, как мы надеемся, превратится в яркий праздник для детей и родителей, мы подытожим нашу работу в 2007 – 2008 годах.
В результате совместных занятий дети, принимаюшие участие в занятиях и в этой постановке, приобретают навык совместного достижения поставленной цели, учатся правилам поведения в коллективе, ближе знакомятся друг с другом.
Родители в процессе подготовки к игровому спектаклю осознают себя как некая группа, способная к совместной деятельности. Наработан (и закреплён видеоматериалом) опыт постановки игрового спектакля, который может быть использован другими группами родителей и педагогов.
Изготовленный и приобретённый для спектакля реквизит стал собственностью родительской организации «Время перемен» и в дальнейшем будет задействован в других постановках.
Используя реквизит и инвентарь спектакля «Колобок», можно осуществить постановку спектаклей по мотивам других русских сказок, вовлекая в участие в них других детей и их родителей.
При наличии должного финансирования и наличия стационарного помещения, можно организовать постоянно действующую театрально-игровую студию для детей и подростков с особенностями в развитии.
Полученный видеоматериал мы можем передать всем заинтересованным лицам и организациям.
|